- Устаревший дизайн
- Технические ошибки
- Падение конверсий
- Где теряются пользователи?
- Что делать если сайт устарел?

Даже, если cайт вы обновляли больше 3 лет назад — проблема уже вполне могли начаться. Причин здесь может быть много: от устаревших стандартов безопасности до изменений трендов в дизайне.
На первый взгляд может показаться, что те же три года — не срок. Однако в digital-среде, где пользовательские ожидания и технологии меняются быстрее заголовков новостных лент, это уже солидная дистанция. Поэтому и появляются риски — от снижения конверсии до технической уязвимости.
Ваш сайт — это не просто визитная карточка, а живой, постоянно развивающийся актив. Он требует внимания и регулярных обновлений, чтобы оставаться эффективным инструментом привлечения клиентов и увеличения продаж. Если вы не обновляли свой сайт более трёх лет, вам стоит оценить качество дизайна, структуры, удобства пользования, функционала.
Устаревший дизайн
То, что было модным, актуальным пять лет назад, сегодня может выглядеть архаично и непрофессионально. Но наиболее опасны следующие особенности дизайна:
- Неадаптивный дизайн. Дизайн неадаптивен под мобильные устройства (сейчас это вообще моветон, потому что растет количество пользователей интернет-серфинга именно со смартфона, и потому что к такому дизайну недружелюбно относятся поисковые роботы).
- Мелкие элементы интерфейса. Например, иконки, особенно с надписями. Опять-таки часто из-за того, что они создавались сугубо с учётом десктопа и плохо воспринимаются на мобильных версиях.
- Загроможденные макеты. Они утяжеляют дизайн.
- Неправильное использование подчёркиваний. В частности, критичны подчеркивания, использованные НЕ для выделения ссылок.
- Избыточное количество шрифтов. Перегруженность количеством используемых шрифтов делает сайт неаккуратным.
- Блоки с вирусной рекламой. Несмотря на то, что этот формат давно утратил актуальность, он по-прежнему встречается. Такие элементы воспринимаются как маркер ненадёжности и подрывают доверие к ресурсу.
- Использование технологии Flash. Дизайн на основе технологии Flash. Его в принципе уже не поддерживают современные браузеры, а ещё много головной боли с поисковой оптимизацией. Проблематичным становится отслеживание поискового трафика.
- Старомодные визуальные эффекты. Прошло то время, когда тон веб-дизайну задавал скевоморфизм. Он заключался в имитации реальных объектов и их текстур в цифровом интерфейсе. Кнопки бали похожи на настоящие физические кнопки с объёмом, бликами, текстурой и, конечно, плотными, реалистичными тенями, чтобы создать иллюзию нажатия. Уход от этого явления начался с приходом флэт-дизайна, когда специалисты стали отказываться от сложных объемных эффектов и текстур в пользу минималистичных, чистых форм, ярких цветов и простой типографики. Целью было сделать интерфейс более легким, чистым и сфокусированным на контенте. В этой концепции плотные тени были лишними. Но со временем веб-дизайну стало тесно в рамках чистого флэта. И на его базе вырос так называемый Material Design. С ним существенно расширяются возможности.
- Возвращение понятия глубины в интерфейсах. В Material Design снова актуальны понятия «глубины» и «слоев» в интерфейсе. Это позволяет создавать визуальную иерархию, где элементы кажутся расположенными на разной «высоте» над поверхностью.
- Мягкие, динамичные тени. Тени впечатляют своей мягкостью, могут меняться в зависимости от «высоты» элемента (чем выше элемент, тем более выраженная тень).
- Интерактивная логика. Грамотно продуманные дизайн-элементы выигрышны для площадок, нуждающихся в создании визуальной иерархии. С ними можно создать действительно умный сценарий, который помогает подсказывать пользователю, какие элементы можно нажимать или перемещать.
- Дифференциация кнопок по приоритетности. Кнопки для самых приоритетных/важных действий (самые выразительные), кнопки для второстепенных действий (например, «посмотреть все»), кнопки для необязательных/дополнительных действий (пример: «занести в закладки», могут использовать вторичную цветовую палитру и менее выраженную тень, чтобы не отвлекать пользователей от основной задачи).
Технические ошибки
Влияние на UX/UI и SEO технических ошибок сайта колоссальное. Они напрямую влияют на пользовательский опыт, эффективность поисковой оптимизации и, как следствие, на бизнес-показатели.
Их своевременное выявление и устранение (а поэтому и обновление платформы, веб-доработки) является залогом успешного онлайн-присутствия.
Медленная загрузка страниц
Главные проблемы - «тяжёлые» изображения, неоптимизированный код, медленный хостинг, избыточное количество скриптов или стилей, проблемы с кэшированием.Влияние на UX/UI:
- Уход с сайта. Более 50% пользователей покидают сайт, если он загружается дольше 3 секунд.
- Негативное восприятие. Пользователи ассоциируют медленную загрузку с ненадежностью и непрофессионализмом ресурса.
- Снижение вовлеченности. Теряется желание взаимодействовать с контентом и совершать целевые действия на сайте.
- Скорость загрузки является одним из факторов ранжирования в поисковых системах.
- Страдают поведенческие факторы: увеличение показателя отказов (Bounce Rate) и снижение глубины просмотра (Pages per Session) — это опять-таки сигналы поисковикам о низком качестве ресурса.
Неработающие ссылки
Причины неработающих ссылок могут быть разные: удаление страниц, изменение URL без перенаправления. Иногда такие ошибки накапливаются годами. Итог — негативное влияние как на UX, так и на SEO.Влияние на UX/UI:
- Фрустрация: пользователь сталкивается с тупиком — и покидает сайт в раздражении.
- Потеря информации: если неработающая ссылка ведёт на важный контент, пользователь теряет к нему доступ.
- Недоверие: множество битых ссылок создаёт впечатление заброшенного, ненадёжного — того самого устаревшего сайта.
- Битые ссылки разрывают внутреннюю структуру сайта, ослабляя перелинковку. Эта одна из самых существенных болей SEO специалистов: снижение веса страниц.
- Роботы тратят ресурсы на индексирование несуществующих страниц. Это снижает эффективность индексации.
- Массовые 404 ошибки — сигнал поисковым системам о низком качестве ресурса.
Отсутствие SSL-сертификата (HTTP вместо HTTPS)
Сайт использует незащищённый протокол HTTP, а не HTTPS. Браузеры помечают такие сайты как «незащищённые», что особенно критично для сайтов с формами ввода данных (регистрация, оплата).Влияние на UX/UI:
- Потеря доверия.
- Браузеры предупреждают о незащищённом соединении — это отпугивает пользователя, особенно при оплате и передаче данных.
- Беспокойство.
- Пользователь беспокоится о безопасности личной информации.
HTTPS является фактором ранжирования. Сайты без SSL теряют в позициях. Особенно это важно при продвижении сайта в Google.
Дублированный контент
Одинаковый или очень похожий контент доступен по разным URL-адресам на одном сайте или на разных доменах. Причиной может быть не только прямое копирование контента, но и технические особенности CMS, неправильная настройка.Влияние на UX/UI:
Пользователь может видеть одну и ту же информацию на разных страницах, что сбивает с толку, ухудшает его навигацию по сайту.
Влияние на SEO:
Возникает «каннибализация» ключевых слов: поисковики не знают, какую из тождественных страниц показывать в выдаче, что приводит к снижению позиций по целевым запросам.
Роботы тратят лишние ресурсы на индексацию дублей.
Проблемы с файлом robots.txt
Если файл robots.txt настроен некорректно, «заброшен», запрещает индексацию важных страниц, для ресурса это критично.Влияние на SEO:
- Возникает риск принудительного запрета сканирования важных страниц. В итоге эти страницы не будут сканироваться поисковыми системами. И пользователь не сможет увидеть их в результатах поисковой выдачи.
- В поисковую выдачу могут попасть служебные файл, конфиденциальная информация из административной части сайта.
Влияние на UX/UI
Точкой входа для пользователя могут стать неинформативные технические страницы. У пользователя сложится некорректное восприятие о бизнесе. И чтобы привлечь внимание к нужным страницам, придётся прилагать усилия.
Падение конверсий
Снижение количества заявок, звонков или покупок может быть прямым следствием неудобного устаревшего сайта.Это не просто метрики, это часто крик о помощи от вашего бизнеса. Это прямой индикатор того, что сайт, который должен быть вашим самым эффективным продавцом 24/7, на самом деле отталкивает потенциальных клиентов.
Устаревший дизайн, обилие технических ошибок и плохой пользовательский опыт на сайте подсознательно ассоциируются у пользователя с неактуальностью, ненадёжностью и даже некомпетентностью компании в целом.
Даже если сайт технически обновлялся в 2021 году, но визуально и функционально остался на уровне начала 2010-х, у пользователя формируется совсем иное восприятие.
Вместо доверия возникает сомнение: (обязательно выделяем вопросы, как цитаты)
«Если компания не может привести в порядок собственный сайт, стоит ли ей доверять решение моих задач?»
Такой когнитивный диссонанс разрушает доверие ещё до того, как потенциальный клиент успевает ознакомиться с вашими продуктами или услугами. В этом случае сайт перестаёт быть точкой притяжения и превращается в барьер.
Где теряются пользователи?
Цель коммерческого сайта — провести пользователя по воронке, максимально упростив его путь к целевому действию. Устаревшие сайты часто страдают от неинтуитивной навигации (клиент теряется, не может найти нужную информацию или товар), отсутствия толковых CTA. Иногда призывы к действию (кнопки «Купить», «Заказать», «Оставить заявку») незаметны, невнятны, оставляют пользователя в растерянности.
Каждый из этих факторов создаёт трение на пути пользователя к конверсии. Чем больше таких шероховатостей, тем меньше вероятность, что пользователь дойдёт до конца воронки. Это приводит к тому, что маркетолог привлекает трафик (за который, к слову, платятся деньги), но этот трафик не «конвертируется» в лиды или продажи. Никакая контекстная реклама не поможет. Вы будете тратить средства на контекстную рекламу (Google Ads, Яндекс.Директ), приводить на сайт целевой трафик, а посетителям на сайте будет дискомфортно. Ваши рекламные бюджеты будут буквально «сливаться». Вы будете платить за клики, но не получаете отдачи в виде продаж. Это равносильно тому, как если бы вы арендовали лучший торговый зал в городе, но у вас были бы грязные витрины, неработающие кассы и равнодушные продавцы.
Вдобавок, если ваш сайт устаревший, а у конкурентов — современный, быстрый и удобный, пользователи просто уйдут к ним. Вы проигрываете в конкурентной борьбе за внимание и деньги клиента ещё до того, как начнётся «битва» предложений.
Падающая конверсия на устаревшем сайте — это не просто неприятность, а симптом системной проблемы, требующей немедленного вмешательства. Это не только потеря текущих продаж, но и упущенная выгода от будущих клиентов, а также неэффективное использование маркетинговых бюджетов.
Что делать если сайт устарел?
Варианты решения: редизайн / с нуля / частичные доработки.Смелость расстаться с устаревшим дизайном, готовность исправить технические ошибки, направить максимум усилий на то, чтобы устранить падение конверсии — это не просто рабочие задачи задача, это ключевая маркетинговая инвестиция, которая напрямую влияет на рост и жизнеспособность бизнеса.